По материалам журнала MODEL AVITION. July 1992.

КОГДА МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ ВПЕРВЫЕ ПОПАЛИ НА ВОЙНУ?

Эти предшественники современных RPV помогали в обучении расчетов стрелков сбивать самолеты врага во время Второй мировой войны.

Hugh Maxwell.

Untitled-7.jpg (162624 bytes)RP-4 на первой двухрельсовой стартовой направляющей (1939). USAF закупили 53таких управляемых мишеней, под обозначением OQ-1.

 

Армия называла их OQ, а Флот - TDD (управляемый снаряд мишень, Denny). Под любым называнием они доказали, чтобы могут быть высоко эффективным инструментом обучения зенитчиков. Расчеты стрелков зенитчиков полюбили их. До этого для практической стрельбы использовались весьма примитивные буксируемые рукава-мишени. Эти рукава имели несколько недостатков. Их буксировали только по прямой траектории. Они не выглядили, как самолеты. И вы не могли быть уверены в ваших попаданиях, только на земле могли увидеть отсутствие краски около дыр от пуль в рукаве. С приходом радиоуправляемых, миниатюрных мишеней-самолетов у расчетов стрелков появился шанс практиковаться на чем-то, что выглядело, звучало и маневрировало, как настоящий самолет. Размер и скорость этих мешеней составляли приблизительно 1/3 от параметров настоящего самолета, такой управляемый аппарат с дистанции 200 ярдов выглядил почти, как полноразмерный самолет летящий на расстоянии 500 ярдов, и мог продемонстрировать все маневры и иммитировать атаку.

Предшественники современных RPV, эти пропорционально уменьшенные RC мишени, создавали впечатления боевого волнения, что было очень необходимо. Расчеты стрелков едва ли могли ождать, чтобы получат такое. Наблюдая за взрывом бака со 100-окт. бензином управляемого снаряда было очень показательным, а попадание в крыло вызывало штопорение и эффектное падение. Даже пораженная мишень, объятая огнем, могла открыть парашют, таким образом, превращаясь в горящий объект, спокойно плавающий на воде.

Untitled-4.jpg (97579 bytes)Reginald Denny, гениальный создатель управляемых мишений во Второй мировой войне, со своим первым RP-1, который разбился в то время демонстрации для Армии в 1935 году.

Пионером в производстве дистанционно-управляемых самолетов в Америке был многосторонний энтузиаст авиации по имени Reginald Denny. Хотя более известный среди звезд кино Голливуда, как Denny, он родился в Англии в 1891 году, будучи также спортсменом-пилотом, в качестве воздушного стрелка Королевского воздушного корпуса участвовал в Первой мировой войне, и был энтузиастом RC моделирования, организовав магазин моделей самолетов в Голливуде. В дополнение к работе в киноматографе Denny пел баритонов в гастролирующей оперной труппе.

Denny продемонстрировал первую RC-управляюмую мишень, RP-1, для армии U.S. вFort McArthur, Калифорния, в 1935 году. 9-футовый, бальзово-фанерный высокопланбыл оснащен двигателем с мощностью 2,5-лс, вращающий один двухлопастной пропеллер. Управление было ненадежным и модель разбилась во время демонстрации. Это повторилось в 1938 году с RP-2. Построенный из бальзовой древесины, он был немного больше, чем его предшественник, и летал со скоростью 50 миль в час. RP-3 появился годом позже. Этот аппарат уже имел сварной из стальных труб фюзеляж, спасательный парашют и летал со скоростью 60 миль в час.

Только единственный экземпляр из первых трех прототипов стал первым серийным прототипом RP-4. Похожий на RP-3, но с более мощным 6,5-лс двигателем, пропеллеры которого вращались на консольных редукторах в противоположные стороны. Он летал со скоростью 70 миль в час.

Прототип RP-4 был изготовлен в ноябре 1939 года. Армия U.S. закупила 53 этихуправляемых аппаратов, получивших обозначение OQ-1. Тем временем, в начале 30-х годов Denny пригласил радиоинженера Kenneth Case, который помогал ему разрабатывать дистанционно-управляемый самолет. В 1939 году Denny организовал Radioplane Company. Двумя годами ранее он спонсировал конкурс по проектированию двигателей для модели самолета. Walter Righter, выпускник Калифорнийского технологического института 1928 года, выиграл этот конкурс. С 1937 по 1945 год по разработкам Righter было изготовлено большая часть из тысяч двигателей для управляемых мишеней Radioplane. Case и Righter служили в качестве основных технических экспертов Denny в первые годы фирмы Radioplane.

Untitled-1.jpg (39312 bytes) Первая управляемая мишень, выпускавшаяся Reginald Denny в корпорации Radioplane. В отличие от стартующих с катапульты версий для Флота, известных как TDD, армейские версии OQ-2 показана с шасси. Справа, армейский OQ-3 сходивший с производственной линии в начале 1944 года. Untitled-3m.jpg (40249 bytes)

В 1952 году компания Radioplane стала отделением фирмы Northrop Aircraft.Inc. Десятилетием позже оно было переименовано в Отделение Ventura, каким осталось до настоящего времени.

Reginald Denny продолжал активно работать в компании Radioplane и продолжал наблюдать за своим модельным магазином до начала 50-х, когда он возвратил на Родину. Он умер в своем родном селе Richmond 16 июня 1967 года в возрасте 75 лет.

Военно-воздушные силы Армии U.S. активно поддерживали усилия Denny, доказывая практичность управляемых мишеней. Первый Radioplane OQ-2 сошел с производственной линии фабрики вблизи аэропорта San Fernando Velley в июне 1941 года. Всего с 1941 до 1945 года было изготовлено 14,891 управляемых аппаратов для Армии и Флота.

Система спасения. Управляемые аппараты спасались на парашюте. Парашюты имели купол диаметром 24-фута стандартного типа с круглым 18" отверстием. Этот парашют обеспечивал стандартный спуск, а 24 стропы, которые карабином крепились в вершине четырех тросовых стоек, закрепленных в четырех точках на фюзеляже. Парашют укладывался в металлический лоток, закрытый холстом, и смонтированным на сварной конструкции из стальных труб, прикрытый люком парашюта. Этот люк на петлях распологался сверху на фюзеляже и закрывался, сжимая пружины. Разрывной шнур прокладывался по фюзеляжу, потянув за который открывался люк и вытягивался парашют. Зажигание двигателя выключалось в тот момент, когда открывался люк парашюта. Люк постоянно удерживался в закрытом положении якорем электромагнитного реле до тех пор, пока длился непрерывный сигнал по каналу парашюта.

Передатчик. Передатчик был большой и тяжелый. Он обычно размещался на ближайшей, удобной площадке, а джойстик управления соединялся кабелем досточной длины, давая пилоту некоторую свободу перемещения. Несущая частота передачи была в диапазоне 73 Mhz, но использование сменых кварцев, позволяло нескольким передатчикам работать одновременно в аналогичном диапазоне. Передатчик запитывался от динамомашины, которая работала от бензинового генератора.

Пять аудиосигналов распределялись следующим образом:

Команда Частота Действие
Вправо 300 Hz Руль поворота
Влево 650 Hz Руль поворота
Вверх 1,390 Hz Руль глубины
Вниз 3,000 Hz Руля глубины
Парашют 955 Hz Отсутствие этого непрерывного тона приводило в действие парашют после односекундной задержки.

Пропорциональное управление отсутствовало. Руль поворота и руль глубины отклонялись более или менее на постоянный угол и так долго, как длился соответствующий сигнал. Руль поворота возвращался в нейтральное положение, когда прекращался сигнал. Таким образом, пилот должен был опытным путем определять продолжительность посылки сигнала для необходимого разворота.

Руль глубины, в отличие от руля поворота, не имел никакой автоматической нейтрали, поэтому фиксировался в отклоненном положении на момент прекращения сигнал. Поэтому было важно, чтобы пилот ставить руля глубины должным образом, перед тем как взлетать и только после этого начинать старт. В противном случае, пилот беспомощно наблюдал за моментом схода аппарата с катапультной тележки, подъем и падение на землю с полной скоростью. Все это длилось приблизительно 2 секунды.

Приемник. Высокочувствительный супергетеродинный приемник имел 9 вакуумных ламп. Он размещался в алюмиевом ящике приблизительно со стороной в восемь дюймов.

Высокая влажность была врагом его электросхемы, а морская вода была даже еще хуже. Тихий океан имел всего этого в достатке. Из-за высокой влажности в течении нескольких дней могло случиться все, что угодно, и часто случалось. Я продолжаю думать, что эти приемники продали свои души дьяволу.

Мы работали в условиях ненависти к морской воде, которая просачивалась в самолет, поэтому мы устанавливали электропроводку парашютного люка только перед самым стартом. Это было мое место работы. Если лейтенант Art Kinney когда-либо прочитает это, он поймет, после 46 лет, почему каждый раз он занимался этим парашютный люк открывался.

Катапульта. Армейские OQ-2 имели колесные шасси, а OQ-3, OQ-14 и все флотские TDD не имели их. Более поздние аппараты стартовали с 37,7-футовой (11,5 м) катапульты при помощи эластичных шнуров развивавших усилие 700 фунтов (318 кг)., при удачном старте аппарат достигал приблизительно 65 миль в час (105 км/ч). Более поздняя версия катапульты, которую мы получили вместе с новыми TDD-3, имели витые стальные пружины вместо эластичных шнуров. Ее тяга, как утверждали, была 900 фунтов (408 кг). Я помню, что она имела длину 30 футов (9,15 м).

Имелось также 5-футовая (1,5 м) катапульта с сильной витой стальной пружиной для использования на маленьких высокоскоростных лодках, плывущих на ветер. Сильный встречный ветер был необходим, иначе аппарат при старте падал в нескольких футах перед катапультой.

Двигатель. Двигатели не имели никакого управления дросселем. Игла карбюратора регулировалась на максимумальные обороты только перед стартом, при этом способе они все время летали с полностью открытым дросселем. Некоторые полеты длились свыше часа. Не вызывало удивления если двигатель отрабатывал в течение получаса. Фактически, я не думаю, что любой из них выдерживал более двух или трех часов. Руководство по эксплуатации предостерегало против работы двигателя более минуты на катапульте. Без движения двигатель не мог получить достаточного, воздушного охлаждения и при полных оборотах была опасность перегрева. Иногда мы стартовали в последний момент, не дожидаясь готовности. В крутом пикировании двигатель имел обычно скверную тенденцию останавливаться. Решение было найдено ввиде раскачивания с крыла на крыло во время пикирования. Не спрашивайте почему. Только это действовало.

С самого начала аппарат не имел элеронов, поэтому терял высоту при развороте. В результате было потеряно несколько образцов, пилотирующему курсанту обычно объясняли, как компенсировать это.

Untitled-5.jpg (94066 bytes)Аппараты OQ-2 на сборочном конвейере компании Radioplane в 1941 году. Заметьте два пропеллера на консольных валах. Парашютные люки частично открыты.

 

Untitled-6.jpg (104913 bytes)Последний и самый мощный управляемый аппарат во Второй мировой войне OQ-14 "Bullet", который летал со скоростью 140 миль в час (225 км/ч) с двигателем мощностью 22-лс.

 

OQ-2, TDD-1 OQ-3, TDD-2 OQ-14, TDD-3
Размах крала 146.7 in 146.25 in. 137.5 in.
Полная длина 104.3 in 109 in. 111 in.
Макс.вес 104 lb 97 lb. 134 lb.
Скороподъемность 3000 ft./min.
Макс. скорость 85 mph 103 mph 140 mph
Нагрузка на крыло 6.12 lb./sq.ft. 5 lb./sq.ft. 7.4 lb./sq.ft.
Удельная мощность 17.3 lb./hp 12.1 lb./hp 6.1 lb./hp
Объем топлива 1.8 U.S.gal. 1.8 U.S.gal. 3.5 U.S.gal.
Время полета 1 hr. 10 min. 1 hr. 10 min. 1 hr.
Год выпуска июнь 1941 начало 1944 апрель 1945
Общее количество 3865 5822 5204
Цена за единицу $900 $692
Конструкция крыла Сосновые нервюры и лонжероны. Полотняная обшивка, окрашеная в различные цвета сверху и снизу для лучшей ориентации оператора. Фанерная обшивка передней кромки.
Хорда 21 in. 21 in. 21 in.
Угол V 7° 6°
Угол атаки 3° 1.5°
Площадь крыла 19.24 sq.ft. 19.24 sq.ft. 18.1 sq.ft.
Двигатель Righter двух-цил.,двух-такт. Righter двух-цил.,двух-такт. Righter двух-цил.,двух-такт.
Мощность двигателя 6 hp at 3800 rpm 8 hp at 3800 rpm 22 hp at 4000 rpm
Вес двигателя 26.5 lb. 19.3 lb. 35.3 lb..
Объем двигателя 16.9 cu.in 16.9 cu.in 45.6 cu.in
Фюзеляж Сварная трубчатая конструкция с полотняной обшивкой, треугольного сечения
Пропеллер Два консольных, 2-лопаст., 26" деревянных Один, 2-лопаст., 30" деревянный Один, 2-лопаст., 30" деревянный

Иллюстрации вежливо предоставлены корпорацией Northrop.

Hosted by uCoz