Оптический автопилот для радиоуправляемых моделей.

Игорь Цибизов

(Не будь строптивым идиотом - пользуйся оптическим автопилотом!!!)

Создание автопилотов стало естественным продолжением развития систем радиоуправления моделей. Некоторый застой в развитии систем РУ, заметный в последние годы, связан с усложнением функциональных настроек передатчиков, что сократило тягу моделистов покупать дорогие и сложные системы, пожалуй, исключением остаются вертолетчики в силу специфики управления их аппаратами. Настал момент, когда следующий толчок к развитию систем РУ может дать использование бортовых автопилотов, систем с обратной связью и видеокамеры, которые примут на себя многие функции, облегчив настройку РУ и раздвинув границы применения радиоуправляемых моделей.

Оптический автопилот стал одним из первых элементов будущих систем. Создание его было вызвано необходимостью сделать радиоуправляемую модель доступной в эксплуатации малоподготовленными операторами (работа была связана с созданием сельскохозяйственных РУ аппаратов в 1976 году автором данной статьи и Гриневым А.). Облегчалась не только подготовка операторов, но и повышалась надежность полетов в различных полевых условиях.

 Применительно к любительскому моделизму необходимо отметить следующие положительные свойства этого типа автопилота:

  1. простота первоначального обучения - отпадает необходимость в инструкторе или может быть сведена к минимуму!
  2. надежная защита от различных помех в радиоканале
  3. возможность надежного пилотирования на предельных дистанциях
  4. способность производить взлет и посадку в автоматическом режиме
  5. открываются возможности создания статически неустойчивых аппаратов
  6. для оригинальных демонстрационных полетов.

При создании этого автопилота исходили из того, чтобы в конструкции отсутствовали любые механические элементы, которые не только усложнили бы устройство, но и создавали бы предпосылки к отказам.

После некоторого исследования различных образцов остановились на оптическом варианте. Суть этого устройства заключается в том, что фотоэлемент, заключенный в канал и направленный то в небо, то на землю отмечал разность освещенности (вспомните линию горизонта). Система из двух таких датчиков расположенных в горизонтальной плоскости и направленных в противоположные стороны, способны “понять” в какую сторону они наклонены. Расположив систему из четырех оптических датчиков в одной (горизонтальной) плоскости и направленных в разные стороны могут определить наклон плоскости модели по крену и тангажу. Оптический автопилот включается в схему бортового управления между приемником и рулевыми машинками. Работа автопилота регулируется отдельным каналом с передатчика или различными видами переключателями на его корпусе.

На это время выпускаются несколько разновидностей этих автопилотов:

HAL 2000 – фирма Ripmax (Англия) – разработанный автором статьи по заказу этой фирмы, но изрядно изуродованный ими!

PA-2 - фирма Futaba (Япония)улучшенная модель PA-1, созданная по материалам, полученным от фирмы Ripmax

PAR-1 – фирма Futaba (Япония) – автопилот PA-1 встроенный в приемник.

AP-2300 – фирма Graupner (Германия) – устаревшее устройство, изготовляемое в России (бывшей фирмой "Термик").

Правильно изготовленный автопилот позволяет пилотировать модель, не замечая его работы, которая проявляется по команде с передатчика или при выключении последнего (или при потери сигнала на большой дальности), при этом автопилот выключает двигатель и производит автоматическую посадку. Появление помех (или друга-моделиста, который решил проверить свой передатчик на той же частоте) становится заметным по легкому покачиванию модели.

К заметным недостаткам этого типа автопилотов можно отнести следующие:

- не возможность использовать их в условиях снежного покрова,

- не возможность использовать в ночное время,

- и в непосредственной близости от строений или деревьев.

Проводились эксперименты по установке оптического автопилота на модель вертолета. Эффект был поразительный – висение было почти идеальным. Те, кто пользовался компьютерными симуляторами, знает, что в целях обучения, в них применяется метод последовательного подключения каналов управления для новичка, этот же прием можно воссоздать в реальных условиях, передав автопилоту часть управления.

Американская "НОВИНКА" - Co-Pilot!

119,95$

 

 

 

МОДЕЛИСТЫ!

ДЕНЬГИ, ПОТРАЧЕННЫЕ НА АВТОПИЛОТ СОХРАНЯТ ВАМ ДВИГАТЕЛЬ, МОДЕЛЬ, АППАРАТТУРУ, ВАШЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ ЖЕНЫ И БЛИЗКИХ, А ТАК ЖЕ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ!

Hosted by uCoz